top of page

Целитель Пантелеимон – святой, который всегда рядом

Наверное, в жизни каждого верующего есть особый святой, к которому обращаются чаще всего, святой, занимающий особое место в жизни по тем или иным причинам. Для меня это – святой Пантелеимон (по-гречески – Пантелеймонас), память которого в России чтят сегодня, 9 августа.

Здесь, в Греции, со своего балкончика я могу видеть горную деревушку – Старый Пантелеймонас, где находится церковь этого святого.

Из моей книги «Моя прекрасная Пиерия»

(сайт книги здесь:

https://ridero.ru/books/moya_prekrasnaya_pieriya/ )

«Глаза Святого Пантелеимона я помню из своего детства. Наши взгляды встречались, когда я просыпалась по утрам в своей кровати, наши взгляды прощались, когда я смыкала веки вечером. Кудрявый юноша с ларцом и ложечкой смотрел на меня из святого угла комнаты то укоризненно, то лукаво, то радостно. Он был посвящён во все мои детские тайны, он простил мне немало ошибок, он лечил мои болячки и израненную душу. Я ни о чём его не просила, я даже не знала, как это делается. Но он всегда, незримо, был рядом. Когда сгорел дом, в котором я родилась, икона тоже превратилась в пепел. Но дорога всё-таки привела меня к нему, моему Пантелеимону…

К площади, где я пила кофе, торцом примыкает каменная церковь. На фасаде чётко виден год постройки – 1914. Всё открыто и … никого!

Только старые ходики на стене заставляют обернуться. Со всех иконостасов на меня смотрят знакомые глаза Пантелеймона. Есть иконы в дорогих окладах, есть попроще. Есть такие лики святого, которые я никогда не видела раньше. Но одна старая икона 1928 года с посвящением некоему Антонису Хрисафи меня не отпускала долго.

В ней не чувствовалось руки мастера иконописи, но тот свет, который исходил от изображения, был светом любви, надежды, обретения. Говорят, иконы не рисуют, а списывают с рая. Эта - именно такая».

Ключ от церкви.

Ещё одна церковь, святого Пантелеймоноса, которую я очень люблю, находится в Салониках, в укромном месте, среди современных домов, но по-соседству со значимыми достопримечательностями, такими, как Арка Галерия.

…Смотрительница церкви, узнав, что я из России, вставила ключ в замочную скважину и предложила мне самой открыть дверь. Было не раннее утро для меня, но раннее для солоникийцев.

Святой Пантелеймонос смотрел на меня с иконы спокойно и приветливо. «Это не византийская икона, это – русская икона», - сказала мне женщина. И для меня это было особым знаком.

Церковь была построена примерно в конце 13 – начале 14 столетия и, как сообщается в источниках, первоначально была частью монастыря Пресвятой Богородицы.

Она была освящена в честь великомученика Пантелеймоноса в начале 20-го столетия. В 1988 она была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С энергией моря

А недавно маленькая церковь святого Пантелеймоноса появилась на берегу моря приморского городка Лептокарья, где я и живу.

Может быть, современные церкви имеют меньше энергетики, чем старые, намоленные годами. Но когда рядом море, всё имеет особую силу…

Фото: Ирина Дронова, Олег Птицын, Филиппос Фасулас.


You Might Also Like:
bottom of page